Меню сайта


Главная
УСТАВ
Вступить в клан
Клан BTR
Форум
Скачать
Почитать
Посмотреть
Каталог сайтов
Гостевая книга
Атрибутика

Главная » 2010 » Май » 18 » Факты
Факты
10:04

ПОБЕДУ НЕ ОТДАДИМ!

"Споры” о ее цене — спекуляции чистой воды

Цена Победы. В последнюю четверть века интерес к этому вопросу резко обострился и у историков, и у представителей политических сил, которые вначале скрыто, а потом и открыто стали оппонировать идеологическим институтам советского государства. Взяв под сомнение все прежние постулаты, они, естественно, не обошли вниманием и историю Великой Отечественной войны. Начался ее пересмотр. Некоторые самые ретивые борзописцы типа известного В. Резуна объявили агрессором СССР и Сталина. Множество других копают потихоньку, мусоля тему понесенных нами потерь. Вместо объективного анализа имеет место элементарная политическая заказуха. Ее цель — планомерно вбивать в голову мысль о чрезмерности усилий и кровавых жертв, принесенных на алтарь Победы.

 Корреспондент Людмила ГЛАЗКОВА "РФ сегодня”, встретилась с  руководителем группы Генштаба и Военно-мемориального центра ВС РФ, которая подготовила и выпустила справочник "Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь”, генерал-полковником, профессором Академии военных наук Григорием КРИВОШЕЕВЫМ, чтобы еще раз поговорить о действительной цене Победы.

Каждые 10 дней — доклад в Генштаб

— Григорий Федотович, хорошо, что наконец подсчитаны наши потери. Но сразу же вопрос возникает: нельзя ли было это раньше сделать? Все-таки уже 65 лет позади.

— Число людских потерь в войне — один из важнейших показателей ее цены. У нас эту информацию много лет секретили. Почему — гадать не буду. Лично я считаю, что не нужно было этого делать. Другое дело, что подсчитать все очень даже непросто. Один из первых докладов подготовила в 1956 году группа Жукова, Фурцевой, Вершинина, Руденко, Серова. Сталин, Хрущев, Горбачев называли разные цифры — то, что было известно на данный момент. В последующем эта разноголосица и отсутствие в научном обороте официальных государственных сведений повлекли произвольное толкование военной статистики и даже негативные оценки итогов войны.

Еще в 1966—1968 годах Генштаб ВС назначил Комиссию под началом генерала армии С. Штеменко для подсчета потерь. Тогда данные решили не публиковать. В 1988 году создали комиссию генерала армии М. Гареева. И ее результаты не были обнародованы. В 1989 году меня вызвал министр обороны Дмитрий Тимофеевич Язов и дал задание установить точное количество потерь. Я тогда возглавлял Главное организационно-мобилизационное управление и являлся замначальника Генштаба. Мы создали исследовательскую группу из 7 человек и приступили к работе. В 1993 году вышла первая книга "Гриф секретности снят”, 2001-м — "Россия и СССР в войнах 20 века. Потери вооруженных сил”, 2006-м — "Великая Отечественная на земле российской”, 2009-м — "Россия и СССР в войнах 20 века. Потери вооруженных сил”.

В них использованы документы Генштаба, архивов его главных управлений — Организационно-мобилизационного, Оперативного и Разведывательного. Мы опирались на материалы обеих комиссий, проанализировали и обобщили еще раз все данные и, думаю, максимально точно подсчитали наши потери. Общий итог доложен Межведомственной комиссии по определению потерь во главе с начальником Генштаба ВС РФ в начале апреля. Убито, умерло, пропало без вести и попало в плен 11 миллионов 444 тысячи 100 советских военнослужащих.

— И это уже окончательные цифры? Как вы их подсчитывали?

— Окончательные. В 41-м и 44-м годах нарком обороны издал приказы о том, чтобы все соединения и части каждые 10 дней подавали в Генштаб 2 доклада: о боевом и численном составе и о потерях. Первый — сколько солдат, сержантов, офицеров, сколько техники и какой. Второй — о безвозвратных и санитарных потерях. Сотни тысяч таких донесений хранятся до сих пор. И мы их просмотрели, подняли данные по 51 стратегической операции, уточнили число попавших в плен.

— Цифра потерь — огромная. Но можно ли сказать, что чрезмерная? По преданиям, Пирр, разгромивший римлян в сражении при Аускуле в 279 году до новой эры, сказал: "Еще одна такая победа, и я останусь без войска”. Трудно представить, чтобы кто-то из советских людей образца 45-го года даже подумать мог нечто подобное! Народ испытывал чувство духовного триумфа, а не опустошение. Но сейчас немало тех, кто все время настаивает на чудовищности наших потерь. Более того, сомневается и в названных цифрах, ссылаясь на отсутствие у нас такого педантичного учета, как у немцев.

— Вранье. Попробуйте в сталинское время не доложить. Да, попавшие в окружение и разбитые части (63 дивизии в 1941 году) не могли это сделать. Мы брали последние донесения об их боевом и численном составе. Допустим, на 1 октября дивизия имела 8 тысяч человек, а потом оказалась в окружении и след ее пропал. Все эти 8 тысяч включались в потери. В первые месяцы войны они составили 1,1 миллиона человек.

1,3 к 1 — это несоразмерно?

— То есть учитывалось все и никто не пытался приукрасить картину?

— А как же. Каждые 10 дней поступали цифры. Учтите, что Сталин лично распределял пайки фронтам. Их количество определялось по численности состава. Соврать в донесениях — все равно что приговорить себя к смерти. Тогда вранье каралось без внимания на чины. Соотношение наших военных потерь к потерям противника 1,3 к 1. Как можно говорить, что мы завалили противника своими трупами?

— А говорят. И не только это. Фронтовикам в страшном сне не могло явиться, что спустя полвека развернется дискуссия о том, кто начал войну.

— Влиятельный сотрудник германского МИДа д-р Клейст еще 2 мая 1939 года поведал в одной из бесед о планах Гитлера завоевать полмира. Он сказал, что после беспощадного очищения Востока последует "западный этап”, а затем вермахт двинется на СССР. Военному вторжению в Польшу будет предшествовать пропагандистская атака. Ее темы: Польша — второсортное мозаичное государство, Польша — государство реакции и упадка, паразиты у власти — о разложении правящей верхушки и т. д.

— Кстати, вполне современно звучащие лозунги, активно используемые в ходе перестройки против нашей страны.

— Любопытно, что сначала Гитлер подумывал о том, чтобы конфликт с Варшавой начала... Западная Украина. Он хотел создать в ней "очаг беспокойства”, который бы Берлин взялся "урегулировать”. Лишь вполне предсказуемая реакция Советского Союза удержала его от этого шага. Свидетельство Клейста подтверждает немецкая карта "Великая Германия 1938—1948” — иллюстрация к планам завоевания мирового господства. Смотрите, перед вами ее копия. По годам расписан захват иностранных государств. 1938-й — Австрия, Чехословакия, 1939-й — Венгрия, Польша, 1940-й — Югославия, Румыния, Болгария, 1941-й — Франция, Швейцария, Бельгия, Голландия, Дания, СССР, а к 1948 году фашистский рейх уже занимает территории Индии, Ирака и Ирана. Сорвал этот проект Советский Союз, в котором во время войны пели песню "Наши 200 миллионов разобьют вас, скорпионов!”.


Копия немецкой карты "Великая Германия 1938-1948".
По годам расписан захват разных государств


— И разбили, и штандарты со свастикой сбросили к подножию Мавзолея, который сегодня во дни торжеств стыдливо завешивается. А чувство великого национального свершения, которое победители сохраняют в себе до сих пор и хотят в наследство передать следующим поколениям, определенными силами упорно разрушается. Причем нередко государство своими ресурсами обеспечивает это отнюдь не благородное, а, если честно говорить, гнусное дело. Я имею в виду целый ряд фильмов, снятых в последние годы при поддержке бюджетных средств. Аккурат к 9 Мая выходит новая картина актрисы-режиссера, в которой идет речь опять-таки о злодеяниях НКВД, решивших затопить баржу с советскими женщинами, сожительствовавшими в войну с немецкими солдатами. До этого неоднократно по ТВ показывали фильм о штрафниках.

— …Утверждают, что мы ими победили. Бред! Через штрафные батальоны и роты прошло 447 тысяч, половина из осужденных 994 300 военнослужащих. В их числе и до 40 процентов из приговоренных к расстрелу. В 1945 году действовало 278 штрафных рот. На войне проявлялись не только самые лучшие качества. Например, не разыскано 212 тысяч дезертиров и отставших от своих частей. А те, что разысканы, пополняли контингент штрафбатов. Кому оружие нельзя было доверить, тех отправляли в места заключения.

— В основном за трусость?

— За разные преступления. Я знаю подполковника-фронтовика, моего преподавателя. Он рассказывал, как поехал за молодым пополнением в Сибирь, завернул домой. А там жена с другим. Он обоих расстрелял, вернулся в часть и сообщил. Его — в штрафбат. Отвоевал, получил ранение. Был оправдан и снова стал подполковником.

Почему в современном кино советский воин
либо жертва, либо палач?

— Молодое поколение черпает знания о войне в основном из кино. В современных фильмах советский воин изображается либо в образе пушечного мяса, либо в образе палача-энкавэдэшника. А в Германии, пишет немецкий журналист Штефан Шульц, своих не любят показывать как жертв. Там не разрешили снимать фильм о страшных английских бомбардировках их страны. Но ведь было! Даже осудив фашизм как идеологию, немцы не делают фильмы о жертвах фашистских преступлений. Они считают, что это их унижает. О российском кинематографе Шульц не без иронии говорит: "Повезло немцам. Реальным убийцам. Не снимают у вас кино о тех "истинных арийцах”, которые гоняли славянских девчат в качестве живых миноискателей по полям. Или о горящих белорусских избах, из окон которых умирающие родители выбрасывали своих младенцев, а немцы их закидывали обратно...”



— У нас удивительно слабая пропаганда знаний о войне. С плодами непростительного невежества молодежи я часто сталкиваюсь, когда выступаю перед студентами и курсантами-слушателями академий. Большинство на вопрос, кто нам объявил войну, никого, кроме Германии, назвать не может. Редко кто вспомнит Италию и Финляндию, а о Венгрии, Румынии, Словакии, Норвегии практически никто. Они не знают, сколько стран участвовало во Второй мировой войне. 19 стран Европы, 10 стран Азии, 11 стран Африки, 22 страны Америки (правда, вооруженными войсками из них только 4 — США, Канада, Бразилия и Мексика). Никто не знает, сколько населения работало на Германию. С союзниками и оккупированными странами — 283 миллиона человек.

СССР на 1 июня, по переписи 1939 года, имел 196,7 миллиона, из которых мужского населения — 93: допризывного возраста (до 18 лет) — около 30 миллионов, призывного (18—50 лет) — около 40, старше призывного — примерно 23 миллиона. Из 40 миллионов призывников часть не подлежала призыву по медицинским показаниям, часть сидела в заключении (вместе с женщинами — около 2 миллионов человек), часть имела бронь как специалисты (шахтеры, забойщики, машинисты паровозов, некоторые партработники). Всего можно было призвать 34—35 миллионов. Призвано 31,8 миллиона, среди которых и около 2,3 миллиона дважды призванных.
— Это кто?

— Те, кого выписали по ранению из госпиталя и отправили домой, а через 2—3 месяца снова мобилизовали. Или те, кто во время отступления по Украине и Белоруссии остался дома или ушел в партизаны, а после освобождения территории был вновь востребован в строй. Таким образом реально призвали 29 миллионов 576 тысяч. Прибавьте кадровый личный состав — 4,8 миллиона военнослужащих. Получится, что в годы войны надели шинели 34 миллиона 476 тысяч человек.

— Все до выгреба.

— Воевали все, кто мог. Из них, еще раз повторю, безвозвратных потерь 11 миллионов 444 тысячи 100 человек. А мне только что показали публикацию в Военно-промышленном курьере, определившую их в 27 миллионов! Откуда?

— Вы упоминали еще санитарные потери. Они были велики?

— По докладам фронтов, раненых, контуженных, обожженных, обмороженных, заболевших значилось 18 с небольшим миллионов. Всего через госпитали прошло более 22 миллионов, правда, с учетом внутренних округов, которые не воевали. Из них медработники поставили в строй 17 миллионов, за что им большая благодарность. У нас возвращаемость была выше, чем у немцев. Среди военных потерь — 555 тысяч небоевых потерь: придавили танком, летчик упал и т. п. Да, еще. Немец в первые дни войны совершил большой маневр и глубоко вклинился на нашу территорию — до 50, а то и 100 километров на некоторых направлениях. В западных областях сразу объявили призыв. В военкоматы прибыл личный состав — около 500 тысяч человек. Они или попали к немцам, или ушли в партизаны, или разбрелись по домам. Судьба их неизвестна, поэтому их включили в общие потери населения — 26,6 миллиона.

С нами воевала, считай, вся Европа

— Что с военнопленными? Сколько их всего, сколько вернулось, какова судьба? Ведь постоянно говорят о том, что их поголовно посадили в советские лагеря.

— Историки США нас упрекают в том, что мы завысили цифры потерь, в частности, что часть без вести пропавших ушли в партизаны и остались в живых. Возможно. Известно, что без вести пропали и попали в плен 4 миллиона 559 тысяч военнослужащих. В плену погибло более 2 миллионов. На 1 июля 1945 года в немецких концлагерях зарегистрировано 2 миллиона 16 тысяч советских воинов. Домой вернулись 1 миллион 836 тысяч. Из остальных часть умерли по причине истощенности, часть эмигрировали в Бразилию, Канаду, Австралию и другие страны.

— Григорий Федотович, вы за время 20-летней работы погрузились в войну, можно сказать, чувствуете ее воздух и алгеброй цифр способны измерить любое утверждение о ней. Скажите, какова на самом деле цена Победы?

— Цена велика, колоссальна, но не чрезмерна. Все, кто утверждает обратное, исходят из заведомо ложных посылок о том, что с нами воевала одна Германия, и сопоставляют наши и ее возможности. Это неправильно.

Во-первых, к началу войны на Гитлера работала, считай, вся оккупированная Европа. Промышленный потенциал Германии вместе с сателлитами в 2,5 раза превышал потенциал СССР. Вплоть до осени 43-го противник использовал ресурсы с занятых им советских территорий. Действовали некоторые шахты в Донбассе, ремонтные заводы для военной немецкой техники, урожай собирали.

Во-вторых, немецкая армия была лучше подготовлена, а наша только развертывалась, мы тут на 1,5—2 года отставали.

В-третьих, не забывайте о том, что фашизм объявил войну на истребление советского народа и духом расового превосходства были проникнуты не только части СС, но и каждый солдат вермахта.

В-четвертых, мало того что Советскому Союзу объявили войну 7 государств, которые я выше назвал. Не объявившие нам войну Болгария и Хорватия объявили ее Англии и США и сковывали силы наших союзников. Очень активно помогали Германии Франция и Япония. Фюреру симпатизировали нейтральные Швейцария и Швеция (шведы укомплектовали ряд соединений). В вермахт влились дополнительно 1,8 миллиона немцев, проживающих вне исторической родины. Под флаг борьбы с большевизмом встали 26 дивизий СС, укомплектованных добровольцами из разных стран Европы, части из граждан СССР — жителей Прибалтики, Крыма и Северного Кавказа. Из жителей двух последних регионов в 43-м немцы сформировали корпус, который, пройдя боевое крещение в белорусских лесах, был направлен на подмогу белогвардейскому казачьему корпусу Штейфона воевать с югославскими партизанами. И вся эта мощная армада двинулась против Красной армии.

Скажем прямо: нам противостояла практически вся Европа. Так сложилось в военной историографии, что этот момент и раньше, и теперь ускользает из нашего восприятия событий войны. А о нем надо помнить. И тогда многие вопросы, которыми сегодня насилуют общественное мнение, снимутся сами собой.

Юбилей Победы без Верховного главнокомандующего?

— Один из этих "проклятых” вопросов всю весну будоражит Москву, да и не только ее. Повесят или не повесят в праздничном оформлении столицы десяток портретов Сталина? Либеральная часть общества против, ибо это, по ее мнению, причинит боль противникам вождя и разделит общество. Но мне кажется, что достаточно каждому спросить себя, был ли такой человек в нашей истории или нет. Был. И народ в нашумевшем телеопросе "Имя Россия” поставил его в тройку лидеров, невзирая на контрпропаганду и сомнения в корректном подведении итогов.

— Что тут сказать? Напомню, что к сентябрю 41-го года противник оккупировал советскую территорию, на которой до войны проживало 88 миллионов человек! От 8 до 10 миллионов из них уехали в ходе эвакуации промышленных предприятий, а 80 миллионов остались на занятой врагом земле. То есть с сентября 1941-го по сентябрь 1943 года Советский Союз воевал, имея, по сути, 120 миллионов человек против 300 миллионов граждан Германии и ее союзников. И в это время осуществлены самые сложные операции — под Москвой, Сталинградом и Курском!

Силами этого почти ополовиненного населения нужно было эвакуировать и восстановить промышленность, создать производство военной техники и боеприпасов, причем обогнать Германию по этой позиции, содержать Вооруженные силы численностью в разные годы от 8 до 12 миллионов человек, восполнять потери, иметь 85-тысячную группировку войск в Иране, 83-тысячную в Монголии, 400-тысячный Дальневосточный фронт против японской Квантунской армии и почти 200-тысячный Закавказский фронт против Турции.

И я иногда, выступая с лекциями, спрашиваю слушателей, назовите мне другого человека, кроме Сталина, кто бы в этот сложнейший период взял в свои руки руководство страной, промышленностью, Вооруженными силами, наукой, военными действиями и вел разумную внешнюю политику? Никто назвать не может. Но и Сталина не называют. Комментарии излишни.

— Григорий Федотович, огромное спасибо вам и вашим коллегам за 21-летний капитальный скрупулезный труд, который в таком объеме вряд ли кто решится повторить еще раз. В ваших книгах много таблиц, карт, численных обозначений воинских частей, адресов братских могил с указанием количества захороненных воинов, описаний геройских сражений. Для вас слова "Никто не забыт и ничто не забыто” — не лозунг, а содержание жизни. Хотелось, чтобы такое же отношение к нашей Победе и памяти о тех, кто ее одержал, одухотворяло ныне и во веки веков все российское общество без исключения.

Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь

Григорий Кривошеев, Владимир Андроников, Петр Буриков , 2009 
Авторская группа Генерального штаба и Военно-мемориального центра ВС РФ, ныне Управление МО РФ (по увековечению памяти погибших при защите Отечества), используя ранее закрытые для печати архивные документы Генерального штаба и главных штабов видов Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, погранвойск и других архивных учреждений бывшего СССР, исследует итоги проведенных советскими войсками операций во время Великой Отечественной войны. Авторы существенно уточнили общие потери людей и военной техники по периодам, кампаниям войны, по фронтам и флотам, отдельным армиям и военным флотилиям. В книге также впервые представлены уточненные сведения о составе войск противника и его потерях. Кроме того, показано количество захоронений, расположенных на территории России и за рубежом. Данное издание является уникальным и не имеет аналогов в современной военно-исторической литературе.Книга выходит в авторской редакции.

Просмотров: 611 | Добавил: [BTR]ZVEZDA | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Логин:
Пароль:

Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта
Глобальная  карта
Танковый калькулятор
Twiddla
Видеотрансляции
TeamSpeak 3
*

Статистика


Copyright MyCorp © 2024